на стол сила трения качения много меньше силы трения скольжения. Например, при качении стальных колес по стальным рельсам трение качения примерно в 100 раз меньше, чем трение скольжения. Поэтому в машинах стремятся
Рис. 90. Измерение трения качения
заменить трение скольжения трением качения, применяя так называемые шариковые или роликовые подшипники. На рис. 91 изображен один из таких подшипников.
Происхождение трения качения можно наглядно представить себе так. Когда шар или цилиндр катится по поверхности другого тела, он немного вдавливается в поверхность этого тела, а сам немного сжимается. Таким образом,
Рис. 91. Шариковый подшипник
Рис. 92. Деформации при качении
катящееся тело все время как бы вкатывается на горку (рис. 92). Вместе с тем происходит отрыв участков одной поверхности от другой, а силы сцепления, действующие между этими поверхностями, препятствуют этому. Оба эти явления и вызывают силы трения качения. Чем тверже поверхности, тем меньше вдавливание и тем меньше трение качения,
§ 66. Роль сил трения. Все движения соприкасающихся тел друг относительно друга всегда происходят с трением: ось колеса испытывает трение в подшипнике, а его обод — трение о рельс; дверь открывается со скрипом, свидетельствующим о трении в петлях; шарик, катящийся по горизонталь- далее 


Используются технологии uCoz